Официальный адрес Страсбургского суда (Европейского Суда по правам человека): http://www.espch.ru


The Registar

European Court of Human Rights

Council of Europe

F - 67075 Strasbourg-Cedex

Tel: 33 (0)3 88 41 20 18 Fax: 33 (0)3 88 41 27 30

Internet: www.echr.coe.int

Р Я З А Н С К А Я

П Р А В О В А Я

К О Л Л Е Г И Я

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты в Страсбургском суде (Европейском суде по правам человека).
Первоначально механизм подачи жалобы в  Страсбургский суд включал три органа, ответственных за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека (Страсбургский суд) и Комитет министров Совета Европы.
С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Страсбургском судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где также находится Совет Европы.
Страсбургский суд был призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения силами высококвалифицированных судей Страсбургского суда и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе жалоб.
Начав свою деятельность в 1959 г., Страсбургский суд к концу 2006 г. рассмотрел более 2-х тысяч дел, подавляющее большинство из которых по жалобам граждан. Сегодня можно сказать, что все нормы, содержащиеся в разделе I Конвенции, а также нормы Протоколов, дополняющие этот раздел, применяются так, как они истолкованы в решениях Страсбургского суда.
Принятие и ратификация Россией Европейской Конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Страсбургский суд, если они считают свои права нарушенными. При этом прежде, чем жалоба будет подана в Страсбургский суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

1) предметом жалобы в Страсбургский суд могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк. Эти права закреплены и в другой Конвенции Совета Европы - Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Страсбургского суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
2) жалоба в Страсбургский суд может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
3) жалоба должна быть подана в Страсбургский суд не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.
4) жаловаться в Страсбургский суд можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Россией.
5) для того, чтобы жалоба была признана Страсбургским судом приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.
Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Страсбургского суда в РФ означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции.
Страсбургский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства - участника Конвенции. Поэтому решения Страсбургского суда не могут отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, Страсбургский суд не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Страсбургский суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Страсбургский суд вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.
За всю многолетнюю практику Страсбургского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами - членами Совета Европы решений Суда. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Страсбургским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.
В соответствии со статьей 46 Конвенции надзор за исполнением решений Страсбургского суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство - участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Страсбургского суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Страсбургским судом, обязательно лишь для государства - ответчика по делу.

 

© PravovayaKollegiya

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz